100 ДНЕЙ У ВЛАСТИ: ЧЕТЫРЕ МЭРА – ЧЕТЫРЕ СТАРТА

Сто дней работы мэра города и его команды – это много или мало? И почему эти сто дней так важны?
Скорее всего, сто дней для того, чтобы что-то реально изменить в нашем городе в лучшую сторону, - это очень мало. Но важны первые сто дней работы  прежде всего тем, что именно в этот период, как правило, формируется стратегия и тактика работы новой власти, кристаллизуется команда единомышленников, которая берет на себя ответственность за управление городом.
В новой истории города – начиная с августа 1991 года, когда КПСС-КПУ была отстранена от власти, а Украина стала независимым государством, - уже четырежды луганчанами на свободных и демократических выборах избирались градоначальники – наши мэры. В июне 1994 года был прямым голосованием горожан избран Председатель Луганского городского совета, а затем трижды - в марте 1998, 2002 и 2006 годов – избирались Луганские городские головы. Алексей Данилов, Анатолий Ягоферов, Евгений Бурлаченко, Сергей Кравченко…
Вот и сравним первые стодневки этой четверки: кто и как их начал? К чему потом привели, обозначившиеся на старте тенденции?

Алексей Данилов
Имя Алексея Данилова, видимо, еще долго будет значиться в истории нашего города как имя самого молодого мэра. 26 июня 1994 года, когда Данилов одержал блистательную победу уже в первом туре выборов, новому градоначальнику еще не исполнилось и 32 лет.
Предвыборная программа Алексея Данилова не была конкретизирована на существующие городские проблемы. В то время избиратели ждали от городской власти не столько решения каких-то частных и конкретных проблем города, а общего улучшения своей жизни: уже третий год шли рыночные реформы, галопом мчались вперед цены, зарплаты выплачивались «фантиками» – карбованцами со многим числом нулей. Поэтому многие люди, прежде всего, надеялись на какое-то чудо, на то, что придет кто-то совершенно новый в коридорах власти и одним махом, «по-геройски» сразу решит все их проблемы.
В июне 1994 года выборы в Луганский городской совет привели к власти далеко не единомышленников: мэр был беспартийным предпринимателем, которого поддерживал Региональный блок реформ в составе нескольких партий либеральной и социал-демократической ориентации. А большинство депутатов были либо напрямую выдвинуты от Компартии, либо представляли собой людей с достаточно левыми взглядами. Виктор Афанасьев, Евгений Свиридов, Владимир Викулов, Владимир Гусенцов – «красная рать» была сильна и многим тогда казалось, что молодой мэр просто потеряется и утонет в этом  море «красного реванша».
Минус был и в том, что у молодого мэра практически не было своей команды, которая хотя бы в общих чертах была знакома с управлением полумиллионным городом. Эту команду пришлось формировать уже в ходе работы. Анатолий Парапанов, Михаил Жаворонков, Анатолий Путинцев, Михаил Стоянов, Семен Кроль, Александр Краснюков… В тот «даниловский набор» пришли в городскую власть  многие из будущих управленцев городского, а потом и областного звена.
Правление нового мэра начиналось плавно, без резких решений и внезапных поворотов. Время предвыборной риторики закончилось, и новая власть начала знакомиться с городским хозяйством вплотную и спешно формировать программу развития города. Теперь можно только улыбаться, но тогда многие из пришедших в городской совет депутатов были настолько далеки от практики работы города, что для них мэрия устроила специальный курс лекций – своего рода «ликбез» по социально-экономическим вопросам.
Нельзя сказать, что судьба была особенно благосклонна к мэру Данилову. Сначала страшная трагедия на Оборонной, когда с подъема сорвался заполненный пассажирами трамвай, потом не менее ужасная давка во время праздника на недавно открывшейся эстакаде…
Чем запомнилось городу правление Алексея Данилова? Был модернизирован парк на площади имени Героев Великой Отечественной войны. Впервые вместо асфальта на улицах города стала укладываться тротуарная плитка. Открылась транспортная эстакада от города к железнодорожному вокзалу. Был достроен и заработал кукольный театр. В сентябре 1995 город отпраздновал свое 200-летие.
Но в то же время… Месяцами не выплачивалась заработная плата в бюджетных учреждениях. Учителя, получившие зарплату водкой, бастовали. На улицах города, там и сям, стали возникать стихийные рынки и ублюдочного вида торговые киоски. Жилищно-коммунальная сфера и транспорт работали с чудовищным напрягом.
Старался ли мэр хоть как-то выправить сложную социально-экономическую ситуацию? Старался. Иногда очень своеобразными действиями. Открываем газету «Жизнь Луганска» за 24 октября 1996 года и читаем: все заместители Алексея Данилова с 1 ноября отправлены в неоплачиваемый месячный отпуск, но «с условием выполнения своих функциональных обязанностей». И далее: «освободившиеся средства будут  направлены на социальные цели».
Одновременно в Луганскую государственную налоговую администрацию направляется документ с перечнем «1346 юридических лиц, имеющих длительную задолженность по бюджету и находящихся в розыске». Предприниматели и коммерсанты задолжали городу ни много, ни мало 17,3 миллиона гривен или 1 триллион 726 миллиардов карбованцев. На сессии городского совета один из заместителей Алексея Данилова информирует депутатов о том, что бюджет города за девять месяцев 1996 года исполнен только на 45 процентов…
В сентябре 1997 года Алексей Данилов будет отстранен от власти. Корни этого решения депутатов нужно искать в тех же первых ста днях: не удалось наладить контакт с идеологически оппозиционными мэру депутатами, слишком много времени ушло на формирование управленческой команды в системе городской власти, действенная программа выживания города в условиях разрушительных «реформ» так и не была создана…

Анатолий Ягоферов
После периода бурных политических «войн» Алексея Данилова с депутатским корпусом городского совета, правление мэра Анатолия Ягоферова началось скучно и благостно. Новый мэр имел колоссальный опыт: политический - как-никак два созыва провел депутатствуя в Верховной Раде, экономический – едва ли не два десятилетия активно руководил различными  производственными предприятиями. Может быть, поэтому новый мэр пытался очень подробно и досконально «просветить» своих подчиненных по многим социально-экономическим вопросам: старожилы горисполкома утверждают, что аппаратные совещания при мэре Ягоферове затягивались надолго.
А что город? Какие проблемы волновали горожан весной 1998 года? Откроем, например, городскую газету «Ракурс» за 23 апреля 1998 года – месяц после выборов. «Парковка – дело тонкое, Петруха!» – в городе идет настоящее «перетягивание каната» между несколькими государственными и коммерческими структурами за право взимать деньги с водителей авто. Правозащитник Николай Козырев размышляет, «нужны ли партийные фракции в Луганском городском совете?» и склоняется к выводу, что не нужны…
Какие тенденции начали закладывать в первую «стодневку» мэра Ягоферова? Обратимся к весьма емкому документу – отчету городского головы А.Н.Ягоферова о работе исполнительных органов совета «В рамках того, что мы можем сделать, мы стремимся помогать людям» (интересное название, правда? Угадывается совершенно определенный подтекст). Отчет был опубликован в газете «Жизнь Луганска» 5 апреля 2001 года почти на двух с половиной (!) страницах.
На что направил свои усилия мэр Ягоферов в первые дни своей работы? Читаем: «создание новых организационных условий» для деятельности власти – на управленческом языке этот процесс можно назвать структурной перестройкой . «Основной проблемой этого периода был кадровый вопрос» - то есть с первого дня своей работы новый мэр не имел около себя команды единомышленников. И честно признается: «Что делать, как строить организационную структуру управления, было непонятно. Необходимо было время для того, чтобы каждый работник мог разобраться со своими функциями, с содержанием работы ». Нужны ли здесь какие-то комментарии? Через три года в своем отчете мэр сокрушается: «Сегодня надо упорядочить работу аппарата, отделов и управлений». Подчеркну: этот вывод сделан мэром через три года работы в должности Луганского городского головы…
Между тем количество нормативных актов центральных органов власти, которые горсовет и исполком горсовета обязаны исполнять, за три года работы Анатолия Ягоферова   достигло совершенно немыслимого числа  - 32311. То есть в нашем замечательном государстве в тот период рождалось около тридцати документов в день так или иначе касающихся компетенции местного самоуправления. Горисполком при неупорядоченной структуре буквально тонет в море бумаг и заседаний. За 9 месяцев 1998 года проведено 19 заседаний исполкома и рассмотрен 401 вопрос, в 1999 году уже 40 заседаний и 965 вопросов, в 2000 году – 47 заседаний и 1547 вопросов по 3455 заявлениям.
А что город? Как он оценивает работу городской власти? По-разному.  Бью тревогу районы. В газете «Ижица» от 14 февраля 2001 года читаем обращение депутатов Каменнобродского района к Луганскому городскому совету: «Объем Каменнобродского районного бюджета сократился (за три года мэрства Анатолия Ягоферова – А.У.) в 2,5 раза и составляет немногим больше 1 миллиона гривен, т.е. 1 процент от городского бюджета. В связи с этим мы неоднократно на рассмотрение городского головы подавали предложения об обеспечении формирования районного бюджета достаточными средствами для решения жизненно важных проблем района. К сожалению, остаемся неуслышанными, и наши обращения остаются без ответа». Луганский городской голова Анатолий Ягоферов отвечает: «В проекте бюджета на нынешний год средства между районами областного центра мы предложили распределить из расчета 12,34 гривны на душу населения. Каменнобродскому досталось 0,535 миллиона. И пусть забирают себе учреждения образования и здравоохранения, но не надеются на финансирование!» Замечательный ответ со стороны мэра, правда?
Путаница в структуре управления городом, кадровые проблемы, неумелое планирование городского бюджета – все это было заложено под «корабль» мэра Ягоферова еще в первые сто дней его работы. Финал известен: недоверие депутатов, досрочная отставка и долгий судебный процесс, чтобы доказать свою правоту.

Евгений Бурлаченко
Откроем «Жизнь Луганска» за 31 июля 2002 года и внимательно прочитаем обращение мэра Евгения Бурлаченко к луганчанам по итогам первых ста дней нахождения у власти.
Половина обращения – это разбор причин кризисного состояния города в 2002 году. По мнению Евгения Бурлаченко, это «излишняя политизация местного самоуправления» в предшествующие годы, «отсутствие четких перспектив развития и города в целом, и городского хозяйства в частности», «городская власть увлеклась сиюминутными вопросами, поспешным латанием дыр в городской экономике».
Каковы же пути решения? «Сплочение усилий луганского городского головы, депутатов городского совета, исполкома горсовета… Мы надеемся на поддержку областной власти, руководства городских районов, руководителей общественных организаций и политических партий, всех горожан. Взаимодействие, сплоченность и стабильность -– вот три принципа, на которых отныне будет строиться деятельность городской власти». Это во-первых.
Во-вторых, предполагалось «правовое обеспечение развития городского хозяйства». «Намерены добиваться закрепления за городом статуса территории приоритетного развития». Это приведет к тому, что «уже в ближайшие годы объем инвестиций в экономику Луганска составит около 300 миллионов долларов США».
В-третьих, «решение конкретных вопросов, связанных с развитием и обеспечением работы городского хозяйства». «По итогам работы городской экономики в первом полугодии будут внесены существенные изменения в методики и порядок предоставления в аренду земельных участков и коммунального имущества, упрощена система регистрации и выдачи разрешений на размещение объектов торговли и сферы бытовых услуг. Одновременно будет усилен контроль за использованием городской земли и коммунального имущества, за установкой и размещением рекламной продукции на улицах города, функционированием рынков и городских коммунальных предприятий».
Мечты, мечты… Они так и остались мечтами. А реальность мы с вами видим на улицах города.
Городская власть при Евгении Бурлаченко совершила три главных ошибки. Во-первых, разругалась с районными в городе советами из-за распределения полномочий. Во-вторых, в команде городского головы очень много оказалось людей с непомерными личными амбициями, в том числе и политическими,  с желанием решать в первую очередь свои собственные бизнесовые проблемы – а это серьезно мешало реальной работе городской власти. В-третьих, со временем стратегические замыслы нового руководства просто утонули в рутине сиюминутных решений, «ручное управление» городским хозяйством постепенно подменило построение эффективной системы функционирования городских служб.

Сергей Кравченко
Если смотреть на вещи объективно, то сразу же приходишь к выводу, что команда нынешнего Луганского городского головы взяла очень «резвый» старт. Судите сами.
Во-первых, сама команда нового мэра Сергея Кравченко была сформирована в рекордно короткие сроки. Можно с уверенностью говорить, что формирование команды началось еще задолго до выборов. В этом, конечно, помог и авторитет политической силы, которая стоит за нынешним Луганским городским головой – Партии Регионов. Поэтому можно констатировать, что впервые за последние полтора десятилетия в здание на улице Коцюбинского, 14 пришел мэр, имеющий вокруг себя не просто круг единомышленников, а сплоченную и готовую к работе команду.
Во-вторых, у нового мэра слова не расходятся с делами. На прошлой неделе «Жизнь Луганска» опубликовала статью-отчет Сергея Кравченко о проделанной работе. Любопытно уже само построение статьи: под предвыборные обещания, которые обычно кандидаты в мэры и депутаты забывают на следующий же день после выборов, на сей раз подведены перечни реальных дел за первые сто дней работы. Отсюда можно сделать вывод, что впервые за послереформенные годы в городскую власть пришли люди, у которых действительно была реальная программа реформирования и возрождения Луганска и которые стараются, чтобы слово, сказанное до 26 марта 2006 года, до дня выборов, не расходилось с делом после выборов.
В-третьих, несмотря на явно неблагоприятные внешние условия – парламентский кризис в Верховной Раде и неработоспособность «дважды отставленного» Кабинета Министров, - новая городская команда во главе с мэром Сергеем Кравченко демонстрирует высокий динамизм в практической работе. Невиданными за последние годы темпами ремонтируются дороги. Взят очень крутой курс на наполнение бюджета за счет эффективного использования коммунального имущества, земельных ресурсов. Проведена инвентаризация рекламы. На финишную прямую выведены создание Генерального плана развития Луганска и Устава территориальной громады. В городской социальной защите вводится принцип «единого окна», который должен привести к существенному уменьшению мытарств горожан по бюрократическим структурам. Усовершенствована система управления городом и возвращены многие полномочия районным в городе советам.
Этот перечень можно продолжать и дальше. И если первые сто дней у власти определяют характер будущих действий и мэра, и его команды, то нельзя не согласиться, что старт у Сергея Кравченко и его единомышленников прошел очень удачно.

Андрей Успенский

Информационно-аналитический отдел УВП Луганского городского совета
Наш опрос